О защите прав потребителей финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями |
27 Июня 2017 |
Банком России принят "Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации" (утв. Банком России 22.06.2017), направленный на соблюдение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями
Стандарт устанавливает требования к организации работы микрофинансовых организаций, включая принципы и порядок предоставления информации потребителям финансовых услуг. Установлено, например, что информация о финансовых услугах должна доводиться на равных правах и в равном объеме для всех потребителей финансовых услуг, бесплатно, в доступной форме. Определены правила взаимодействия микрофинансовых организаций с потребителями финансовых услуг. Установлен запрет на применение в деятельности микрофинансовой организации недобросовестных практик, в том числе: передача в бюро кредитных историй или иные организации недостоверной информации с целью воспрепятствовать заключению потребителем финансовой услуги договора об оказании финансовой услуги с другой финансовой организацией; оказание психологического давления на потребителя финансовой услуги с целью склонения к выбору той или иной финансовой услуги. Стандартом регламентирован порядок взаимодействия микрофинансовых организаций с потребителями финансовых услуг при возникновении задолженности. Так, в частности, с целью предотвращения дальнейшего увеличения долговой нагрузки микрофинансовая организация обязана в течение 7 календарных дней с даты возникновения просроченной задолженности проинформировать потребителя финансовой услуги о факте ее возникновения. Микрофинансовая организация по договору потребительского займа обязана обеспечивать фиксацию и хранение инициируемых ею телефонных переговоров, текстовых, голосовых и иных сообщений по возврату просроченной задолженности. Регламентирован прием обращений и установлены требования к предельным срокам рассмотрения обращений. Стандарт применяется с 1 июля 2017 года за исключением отдельных положений, для которых определен иной срок. |